Социально-психологичская служба
- Подробности
- Опубликовано 19.01.2015 16:05
- Автор: Super User
Организация деятельности психолого-педагогической службы
Организационно-педагогические условия создаются также посредством деятельности психолого-педагогической службы сопровождения, сопутствующей всему образовательному процессу. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется педагогом-психологом и социальными педагогами. Центром приложения их профессиональных знаний и умений является, как правило, проблемные ситуации, когда ослаблены социальные связи, дисгармоничны некоторые социальные процессы в семье. Профессиональная деятельность социального педагога и педагога-психолога разделяется на два направления и протекает, во-первых, в виде социальной защиты детей (сирот, инвалидов и т.д.), во-вторых, в виде социальной помощи, которая рассматривается как психологическая поддержка ребенка в трудной ситуации, активное содействие в преодоление проблемы.
Цель работы социально - психологической службы: содействие социально - психологическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности личности ребенка.
Задачи:
- создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;
- выявить индивидуальные качества личности ребенка;
- оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем.
Направления:
- Практическое направление предусматривает работу с детьми, родителями, педагогами.
- Психосоциальная профилактическая работа определяется необходимостью формировать у педагогов и детей потребность в психологических, правовых, морально-нравственных знаниях, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта ребенка.
- Психодиагностическая работа направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода обучения в школе, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении.
- Развивающая и коррекционная работа предусматривает активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка. Это определяется необходимостью обеспечения соответствия развития ребенка возрастным нормативам, оказания помощи педагогическому коллективу в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.
- Консультативная работа направлена на консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания. Оказание помощи личности ребенка в самопознании, адекватной самооценки, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости в период подготовки к государственной итоговой аттестации.
Социально - педагогическое направление ставит перед собой решение следующих задач:
- сформировать у ребенка позитивные ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;
- оказать семье учащегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании детей.
Структура работы службы:
Специалисты социально - психологической службы работают с отдельной личностью, с отдельным ребенком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то с каждой в отдельности. Основное назначение службы - это психологическая и социальная защита ребенка, подростка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.
Функции службы:
- Изучает ребенка, его состояние, отношения в семье, в школе, с группой, во дворе, его состояние в стадии конфликта
- Оказывает помощь ребенку, попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.
- Анализирует состояние социально - психологического воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.
- Направляет деятельность учащегося на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.
5. Создание оптимальных условий для выявления, развития и реализации способностей одарённых детей.
6. Координирует и объединяет работу различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка, имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.
7. Охраняет и защищает личность, ее права, интересы и т.д.
8. Создает условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся.
9. Организует социально - психологическую и правовую консультацию для обучающихся, педагогов, родителей.
10. Решает конфликтные ситуации между обучающимися, педагогами, родителями.
11. Способствует здоровому образу жизни коллектива и каждого его члена.
12. Создание методических и организационных основ реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде, в социуме посредством специально организованного комплекса мероприятий.
- Оказание помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья и оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в создании условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности.
- Привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья и членов их семей к работе по реабилитации.
- Поддержка и развитие творческого, художественного и интеллектуального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья и оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
- Взаимодействие с государственными органами, учреждениями и общественными организациями в разработке программ, планов и т.д.
Принципы работы службы:
· доступность - возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;
· своевременность - включение в работу службы на самых ранних стадиях;
· индивидуализация - индивидуальный подход, где следует учитывать: уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;
· комплексность - психологическое изучение личности и коррекция, подъем образовательного уровня, восстановление социального статуса;
· эффективность - ближайшая, отдаленная, восстановление личности ребенка и активное включение в жизнь;
· преемственность - единая программа, этапность, непрерывность, обратная связь;
· многофункциональность - выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав участников образовательного процесса;
· интеграция - полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;
· оперативность - быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;
· репрезентативность - представительство во всех социальных группах учащихся и учет их интересов;
· адаптация - ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.
Методы и формы:
- изучение документации;
- беседа;
- наблюдение;
- эксперимент;
- тестирование;
- анкетирование;
- анализ;
- консультирование;
- индивидуальная работа;
- групповая работа;
- диагностика.
Планируемый результат:
- Создать условия для повышения социально - психологической устойчивости учащихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения.
- Создать условия для повышения мотивации учащихся к образовательному процессу.
- Способствовать укреплению устойчивости обучающихся к переменам, развитию стремления к разнообразию контактов с окружающими людьми, воспитанию толерантности, открытости.